Российская «Авиа ФЭД сервис» продолжает поставлять стране-агрессору украинские запчасти для авиатехники — СМИ

У цеху заводу ФЕД. Ілюстративне фото: сайт ФЕД.

Российская компания «Авиа ФЭД сервис» за время с начала полномасштабного вторжения поставила российской авиапромышленности запчасти как минимум на 650 млн рублей (2022 – июль 2023 года). Большая их часть, на 370 млн, пришла из Украины.

Об этом Харків Times узнал из публикации проекта «Важные истории».

Согласно таможенным данным, компания импортировала детали для ремонта самолетов Ан-124 производства Харьковского машиностроительного завода ФЭД почти на 120 млн рублей, запчасти для локационных станций вертолетов Ка-32 производства киевского завода «Радар» более чем на 67 млн, детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства «Мотор Січ», продукцию киевского завода «Артем», Харьковского агрегатного конструкторского бюро, Волчанского агрегатного завода и других украинских предприятий примерно на 170 млн. Были также поставки из Франции, США и Великобритании.

Российская компания «Авиа ФЭД сервис» была основана в 1993 году как представительство ХМЗ ФЭД и, как писали СМИ, была аффилирована с топ-менеджментом завода. Нынешний директор компании Александр Решетник родился в Луганске, учился в Харьковском авиационном институте, на его персональном сайте есть раздел с фотографиями сотрудников ФЭД. Клиенты «Авиа ФЭД сервис», согласно данным госзакупок, это Министерство обороны россии, предприятия госкорпорации «Ростех» и президентский специальный летный отряд «Россия». После начала войны на востоке Украины главный поставщик «Авиа ФЭД сервис» — харьковский завод ФЭД— официально остановил все поставки в россию. Это был серьезный удар для предприятия, около 70% продаж которого приходилось на рф.

В 2018 году «Авиа ФЭД сервис» подпала под украинские санкции. Поэтому в 2022–2023 годах поставки ей шли не напрямую, а через зарегистрированную в Объединенных Арабских Эмиратах компанию Linker. У компании есть сайт на нескольких языках, включая русский; там сказано, что она специализируется на поставках авиадеталей для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-32 «в любую точку мира». На сайте LinkedIn можно найти профиль управляющего компании — его зовут Андрей Курта. В профиле Курты в российской соцсети «Вконтакте» указано, что он родился в Чернигове и окончил Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя. Владельцем Linker на LinkedIn указан Алексей Пальчик. Как выяснили «Важные истории», этим человеком может быть уроженец Полтавы, выпускник Иркутского высшего военного авиационного училища Алексей Пальчик.

У человека по имени Алексей Пальчик было несколько бизнесов в Украине, связанных с авиационной сферой, включая зарегистрированную в Киеве «Амис-груп». Компания с таким же названием, Amis, и владельцем, Алексеем Пальчиком, существует и в ОАЭ. Сфера деятельности Amis — такая же, как у Linker: поставка запчастей для ремонта вертолетов семейств «Ми» и «Ка», а также лизинг вертолетов. Как следует из базы данных Import Genius, Linker выступала в качестве экспортера продукции Amis, и, кроме того, аккаунт Linker в Twitter — единственный, на который подписан аккаунт Amis, а дизайн их сайтов практически идентичен.

Linker получал украинскую продукцию, в частности, от «Мотор Сич», чей директор Вячеслав Богуслаев в октябре прошлого года был задержан по подозрению в госизмене за «незаконные поставки товаров военного назначения для российской штурмовой авиации». На сайте родственной Linker компании Amis сказано, что компания — официальный представитель «Мотор сич» в ОАЭ и «имеет все необходимые разрешения и лицензии» . Последняя поставка Linker в адрес «Авиа ФЭД сервис» была сделана, по имеющимся распоряжении издания данным таможни, в январе этого года. После этого поставки осуществлялись через компанию «Бакайторг1» из Кыргызстана, которая была зарегистрирована в апреле 2023 года. Она уже успела продать «Авиа ФЭД сервис» продукцию ХМЗ ФЭД почти на 40 млн рублей. Директор и владелец «Бакайторга1» —Бакай Саадаев. Он окончил кыргызскую государственную юридическую академию, а в июле 2020 года пытался устроиться на работу в госавтоинспекцию, работая на тот момент курьером в сети ресторанов «Империя пиццы».

Владелец Linker Пальчиком заявил изданию «Важные истории», что его компания «из Украины в Россию никогда ничего не поставляла и не поставляет». На вопрос, поставляла ли Linker товары для компании «Авиа ФЭД сервис», Пальчик сказал, что отвечать «не готов».

Директор «Авиа-Фэд-Сервис» Александр Решетник сказал «Важным историям», что продукция украинских заводов, которая поступила в адрес компании в 2022–2023 годах, была приобретена его компанией в 2020–2021 годах, «лежала за границей». На вопрос, как это возможно в случае с поставками через «Бакайторг1», которая была зарегистрирована только несколько месяцев назад, он не ответил.